Страница Хейгетян Гуттиэре Ервандовны

 

Официальный сайт

Чалтырской школы №1 

 

 

Страница Хейгетян Гуттиэре Ервандовны

 

 

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ Хейгетян Гуттиэре Ервантовны

ПО ТЕМЕ: «Проблемный метод обучения как фактор развития познавательных способностей учащихся»

  

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

                                                                                                 своей мысли, а не памятью.
                                                                                                                                         Л. Н. Толстой

 

 

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента, иметь установку на непрерывное самообразование. Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию. Современное  образование должно стать процессом личностного развития.

Задача педагога – не преподавать свой предмет, а развивать личность его средствами.

Конечная цель образования и педагогики – это помощь человеку стать самим собой, помощь в наиболее полном раскрытии его возможностей.

В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями: во-первых, учащиеся теряют интерес к обучению;  во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться. Разрешение данного противоречия я нашла в теории проблемного обучения.

 Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.

         Используя проблемный метод, я учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну задругой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.

        Важнейшим средством реализации новых целей образования являются личностно-ориентированные технологии, реализующие исследовательские, контекстные, диалогические, имитационно-игровые модели обучения, основанные на субъектно-рефлексивной позиции обучающегося. Личностно-ориентированные технологии нацелены на развитие субъектной позиции, мировоззрения, способности к самостоятельному выбору и определению смысла деятельности, ответственности за принимаемые решения, творческих способностей, рефлексии своего поведения и развития, воспитание умения адаптироваться в быстро меняющихся социальных, экономических и технологических условиях.

Образовательное пространство становится развивающим, если:

1) мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы;

2) создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для                                возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения;

3) создавать среду для развития мыслительных способностей ученик  через овладение определенными мыслительными операциями;

4) строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных;

5) построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъективного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса;

6) обеспечивается организация  поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях;

7) проектируется  с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется  перевод в зону ближайшего развития.

Образовательное пространство развивающего типа может быть организовано с помощью новых педагогических технологий: исследовательской (проблемно-поисковой), коммуникативной (дискуссионной), имитационного моделирования (игровой), психологической, деятельностной,  рефлексивной.

Одной из наиболее универсальных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, является технология проблемно-диалогического обучения. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Технология проблемно-диалогического обучения лежит в основе образовательной системы нового поколения «Школа 2100». Этот проект, выполненный группой академиков РАО А.А. Леонтьевым, Ш. А. Амонашвили, С. К. Бондыревой и рядом ведущих российских учёных – Бунеевым Р. Н., Вахрушевым А. А., Горячевым А. В., Даниловым Д. Д., Ладыженской Т. А. и другими, целиком построен на лучших российских педагогических традициях, исследованиях последних лет и полностью учитывает особенности детской психики и закономерности восприятия.  Главная идея образовательной системы "Школа 2100" – ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека. Именно поэтому я предпочла традиционным программам образовательную программу «Школа 2100» и на личном опыте убедилась в результативности проблемно-диалогического обучения. Тем более наша начальная школа в последние годы, перешла на новую образовательную систему 2100, и нужно было соблюдать преемственность. Тема моего самообразования совпадала с той технологией, над которой  я продолжила работу. Эту технологию я стала использовать на уроках истории.

На мой взгляд, реализация этой программы в наибольшей степени позволяет:

- воспитывать социально-активную творческую личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию

- организовать такой учебно-воспитательный процесс, при котором каждый ученик имеет возможность не только овладевать базовым уровнем учебного материала, но и развивать свои творческие способности.

- формировать и развивать познавательный интерес к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности.

Не искать и повторять готовые ответы, а самостоятельно открывать новое. Делать выводы, принимать решения и отвечать за них.                                           

Работа по технологии «Школа 2100» позволяет устранять ненужные школьные перегрузки, сохраняя здоровье, делает процесс обучения увлекательным и творческим. Гражданственность и патриотизм становятся убеждением, а умение понимать позицию другого человека - нормой. Но самое главное - эта образовательная система дает возможность развить у молодого человека его потенциальные способности, которые раньше часто оставались  нераскрытыми. Воспользовавшись забытой, но не потерявшей актуальности идеей, что ученик должен обогнать своих учителей, строю свою работу по принципу сотрудничества, при этом , отводя себе роль проводника, консультанта, оппонента ученика; моя задача – разбудить у ребенка любовь к познанию и привить желание к самосовершенствованию.

Мы сотрудничаем - работая в единой команде. Учитель - это партнер, готовый помочь и поддержать. И техника урока, согласно технологиям, принятым образовательной системой «2100», несколько необычна: урок формируется вместе с учениками: - мы вместе определяем цель, составляем план, осуществляем поиск решения проблемы. Ведя беседу, я внимательно прислушиваюсь к выступлениям учеников, даю возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное или не всегда соответствует моей точке зрения.

Данный подход,  возможно, осуществить при использовании проблемно-диалогической технологии, которая позволяет урок объяснения нового материала превратить в урок открытия новых знаний. Это создает мотивацию, а главное - позволяет подготовить учащихся к самостоятельному решению возникающих проблем, к тем ситуациям в жизни, когда им приходится использовать полученные знания и умения.

Есть   вопросы, без ответа на которые немыслимо преподавание истории. Это «Чему учить?», «Зачем учить?», «Как учить результативно?» Ответы на эти вопросы можно найти в технологиях обучения системы 2100.

Если ответить на первый вопрос, то это будет не сумма каких-то фактов, дат. Это будет развитие способности мыслить, выявлять и ставить проблемы, находить пути их решения. Словом, задавать умные вопросы. Это суть проблемного подхода, без которого невозможно преподавание социально-гуманитарных дисциплин. Здесь и формирование мировоззрения, и развитие коммуникативных качеств, и все другое, что позволяет ребятам впоследствии быть успешными в жизни. Так рождаются уроки, в основу которых положен принцип обучения деятельности.

        Применяя этот принцип, учитель на каждом уроке формирует личность ученика. Его развитие происходит не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания, и главное слово здесь - сотрудничество. Дети учатся не просто воспроизводить учебные знания, они постоянно что-то изобретают, творят.

 Основу каждого урока составляет поиск ответа, на проблемный вопрос, поставленный в начале урока самими учениками при помощи учителя.

Такой вопрос позволяет создать на уроке атмосферу загадочности, открытия некой исторической тайны.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
         Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
          Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
          Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым, вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания.                   При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
В отличие от этого традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. При этом постановка проблемы сводится к сообщению учителем темы урока; поиск решения редуцирован до изложения готового знания, что не гарантирует его понимания большинством класса.
Центральную часть технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения.
Классификация методов обучения (методов введения знаний)


Методы

Проблемно-диалогические

Традиционные

Постановка проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы

Поиск решения

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Подводящий к знанию диалог

Сообщение знания

            В рамках технологии разработаны приемы создания проблемной ситуации и для каждого прописан текст  диалога, описаны способы реагирования учителя на предлагаемые учениками формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации.
Однако реальный урок – это не только методы, но еще  формы и средства обучения.                   Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Изучены связи методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и ТСО. В частности, описано, какие бывают опорные сигналы, кто и в какой момент урока их создает и даже на какой части доски их лучше располагать.
Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.
Общая модель проблемно-диалогического урока изучения нового материала.
 Модель не жесткая. В рамках каждой темы возможны существенные вариации, при сохранении основных этапов


Цели урока по линиям развития личности средствами предмета

Отбор обязательного минимума содержания урока по принципу минимакса

 

1-я линия развития - формулировка в виде умения – чему учить детей!
2-я линия развития …
 К каждому уроку не обязательны все линии – только ведущие

1.Взять перечень обязательных знаний и умений на конец года  (программу)
2.Отобрать те информационные единицы, которые впервые вводятся в теме данного урока – это и будет минимум!
3.Выделить в материале параграфа (текст, илл.) те части, где содержаться  информационные единицы минимума.
4.Спланировать урок с использованием, прежде всего, этой обязательной части параграфа, а все остальное – как максимум – использовать, если хватит времени.

Этапы урока
(Время)

Учитель

(наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска и оборудование

Создание проблемной ситуации

 

 

 

 

 

= 5-7 минут

Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):
- Предъявляет ученикам (м.б. через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения
- Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их!
- Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).
- Дает задание не выполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений
- Какое вы заметили противоречие? Что удивило?//  Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание?

-  Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

 

 

Например, в двух разных углах доски фиксируются (словами, символами) два противоречащих фактах

 

 

Формулирова-ние проблемы

- Какой у вас возникает вопрос (проблема)? // Что предстоит выяснить?

- По-разному формулируют вопрос

Основной вопрос записывается

Версии

+ 2-3 минуты

- Какие у вас есть  версии решения проблемы?

- Предлагают версии, принимаются и абсурдные

От проблемы стрелками ключ.слова

Актуализация имеющихся знаний

Планирование деятельности

 

+ 5-10 минут

- Что мы уже знаем по этой проблеме?
Здесь и везде используются:
Либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).
Либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).
- Что нужно узнать для  решение проблемы?

- Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)
- Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)

Например, в виде признаков понятия,  опорного сигнала и т.п.

План действий:
1…,
2…, …

Поиск решения (открытие нового знания)

 

 

 

+ от 10 до 20-25 минут

- Если на уроке одно новое знание (понятие, закономерность, правило) то открытие осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания и вывод:   
Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)
- Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме.

- Вступают в диалог (пассивных можно вытаскивать фразами «объясни, как ты понял, что сказал Миша..»
- Выполняют задания на новый материал (всем классом)
- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

 

 

Ответы – преодолевающие  учебную проблему фиксируются на доске в виде тезисов, рисунков-символов, таблицы и т.п.

 Принципиально важно при этом :
1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:
1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».

Выражение решения. Применение нового знания.
+5-10 мин. / Д/з

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?
- Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок и т.п.)

- Обобщают, делают вывод по проблеме
- Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание

Графическое  выражение решения проблемы может использоваться как основа для работы

Домашнее задание

Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать.

 

 

Не менее важным я считаю использование в своей работе принципа минимакса. Учебники, по которым мы работаем,  содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить, и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) узнать минимум.

Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем.

Во-первых, все ученики разные, нельзя ориентироваться только на слабого или сильного ученика. Свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, это обеспечивает индивидуальный подход к каждому школьнику.

Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно находить ее. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Важно, чтобы находить и использовать эту нужную им информацию учились сами ученики (задания с поиском в тексте главной мысли). Методическое обеспечение учебника построено с учетом перечисленных технологий и помогает учителю реализовать их средствами учебника. Вопросы-задания в конце параграфа соответствуют линиям развития личности, предполагают варианты ответов по уровням успешности. Ученик, по той или иной причине не успевающий, слабый, ограничится минимумом. Ученик очень сильный возьмёт всё, что ему дают, и пойдёт выше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и максимумом в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, предпочтениями. И каждый ученик обретает чёткую перспективу своего личностного роста и развития познавательных интересов. «… Только при опоре на принцип минимакса школа станет действительно адаптивной, «школой для всех» - считает А.А. Леонтьев, один из авторов программы «Школа 2100».

    Работая по технологии «Школа 2100», стараюсь организовывать обучение таким образом, чтобы результат деятельности ученика на заключительном этапе урока обеспечивал начало следующего этапа урока – начало урока и мотивация учащихся. Этому способствуют учебники, в которых логическая связь понятий и преемственность содержания учебного материала и методический аппарат учебника направляют деятельность учащихся на использование информации, что достигается за счет наличия в учебных изданиях не только основного, но и дополнительного содержания.

 Не менее важным дл достижения результативности в обучении считаю создание на уроке атмосферы психологической комфортности. Во-первых, это проявляется в снятии стрессообразующих факторов учебного процесса: боязнь ошибиться, страх перед оценкой за неправильный ответ. На уроке каждый успешен; диалог, выстраиваемый на уроке, дает возможность ученику не бояться ошибок, выбрать то задание, которое ему по силам.

 Это позволяет создать на уроке комфортную творческую атмосферу, стимулирующую творческую активность школьников. А принцип минимакса как раз и помогает этому.

История - это память многих поколений. Одно дело, когда учитель рассказывает о том, как все было, другое дело, когда ученики сами ставят цель, участвуют в дискуссии, конструируют новые знания, анализируя, сравнивая, делая выводы, на основе выдвинутых гипотез решают учебные задачи.

Основой изучения истории является исследование, поэтому очень важен процесс вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, которая предусматривает самостоятельную постановку проблемы, отбор источников и литературы, интерпретацию и оценку событий. В конечном итоге даже выбор работы — от текстового исследования до составления компьютерной презентации или съемок фильма — становится исследовательской составляющей.

Умение создавать новое, находить нестандартное   решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей приобретает в наши дни общеобразовательное значение.

Результатом творчества становится исследовательская работа. В школе созданы все возможности для исследовательской деятельности учащихся.

Представление своей работы на конференции (школьной или за пределами школы) дает учащимся большой опыт, который способствует социализации личности. Важное условие успешности исследовательской деятельности — это, конечно же, продвижение работ учащихся на различных конкурсах и конференциях. При этом отрадно заметить, что исследовательской деятельностью они продолжают заниматься и будучи студентами вузов.

Я всегда надеюсь, что чувство истории, которое рождает в нас ощущение сопричастности к судьбе государства, останется с моими учениками, что они пронесут это чувство через годы и передадут новым поколениям.

История, как школьный предмет, дает возможность учителю проявить талант и мастерство, быть одновременно актером и педагогом, учителем и учеником. Именно учеником, так как каждое новое поколение учащихся для учителя — новый опыт, новый заряд жизненных сил.

На уроках обществознания  также использую метод проблемного обучения.

Главной целью проблемного обучения на уроках обществознания становится развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся, а также социальных и личностно-значимых интересов школьников, таких как:

O  Толерантность

O  Настойчивость

O  Уверенность в себе

O  Критичность мышления

O  Умение самоутвердиться

    Используя проблемный метод, я учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера. 

При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу.

В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.

Проблемное изложение можно использовать при изучении модуля «Экономика» в старших  классах. Спорным, например, остается вопрос: к чему приведут рыночные отношения? Учащимся предлагаются разные точки зрения историков, экономистов, философов  по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос остается открытым и подлежит дальнейшему изучению.

Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.

При изучении духовной культуры проблема была сформулирована так: “Какие изменения произошли в культуре за последние десятилетия?” Проблему рассматривали поэтапно, в ходе работы были определены изменения в литературе, музыке, изобразительном искусстве, религии (работа по группам). Собрали воедино все промежуточные выводы, подвели итог - ответили на проблемный вопрос.

На уроках обществознания также  обсуждаются следующие личностно - значимые проблемы:

Я хороший человек?

Всегда ли правы взрослые?

Отцы и дети: кто прав?

Как избежать конфликтов между сверстниками?

Зачем человек учится?

Сколько денег нужно человеку?

С чего начинается Родина?

Имеет ли нация свой характер?

Зачем людям памятники?

Как мы будем жить завтра?

В чем смысл труда?

Заменит ли TV книги?

Имеют ли женщины такие же права, как и мужчины? и т.п.

Проблемное обучение поддерживает интерес учащихся к обществознанию как к предмету. Создавая на уроках  проблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, учитель может выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить школьников применять творческие методы исследовательского характера (определение причин по следствиям, реконструкция целого по частям и наоборот и т.п.).

Одной  из эффективных  форм проблемного обучения является дискуссия.  Она призвана выявить существующие многообразие точек зрения ее участников  на ту или иную проблему, провести всесторонний анализ каждой из них, внести вклад в формирование собственной позиции каждого ученика.

Особенно привлекают старшеклассников проблемные занятия по обществознанию. Предлагаю учащимся самим определить те темы, вопросы, которые их волнуют – в результате рождаются интереснейшие семинары или дискуссионные проблемные уроки. Например, в 11 классе решали проблему увеличения разводов в молодых семьях: можно ли преодолеть демографическую яму с помощью материнского капитала? или толерантность для россиян – пустой звук?, малолетние мамы - следствие переизбытка  или недостатка информации? и др. При этом, данные темы не просто обсуждаются, идет поиск, обработка информации по теме, анализ проблемы на основе документов, в том числе постановлений правительства, других нормативно-правовых актов, работа со статистическими данными. Учащиеся в ходе таких проблемных уроков формируют как предметные, так и ключевые компетентности, в частности компетенции ценностно-смысловой ориентации: ценности бытия, жизни, ответственности за выбор образа жизни, самостоятельных решений; компетенции гражданственности, личностные компетенции.

           

                        Итак, проблемное обучение позволяет на основе создаваемых в ходе занятия проблемных ситуаций активизировать познавательную деятельность учащихся, состоящую в поиске и решении сложных вопро­сов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдель­ными фактами явление, закон. К тому же проблемные задания «заставляют» уч-ся постоянно обращаться к дополнительной литературе, другим источникам знаний. Несколько лет работы по данной системе дают мне возможность воспитывать в ребятах самостоятельность, толерантность, уважение друг к другу, открытость, искренность, ответственность, вежливость, культуру чувств и эмоций, следовательно у учащихся формируются ключевые компетенции.

О формировании учебно-познавательной компетенции учащихся  позволяют говорить:

- данные роста качества знаний при стопроцентной успеваемости

 

 

 

 О высокой степени сформированности коммуникативной компетенции у моих учеников говорит их умение взаимодействовать с окружающими людьми, умение работать в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, что было выявлено методом педагогического наблюдения.

К окончанию школы учащиеся показывают умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее (эти навыки они демонстрировали в ходе уроков и внеурочной деятельности), что позволяет судить о сформированности информационной компетенции.

По результатам общения с выпускниками могу судить о формировании личностной компетенции: их рассуждения и поступки целенаправленны, зрелы, среди них нет людей, преступивших закон, более 80% моих выпускников получают высшее образование,  многие уже работают, создают семьи.

По результатам анкетирования одиннадцатиклассников могу судить о сформированности ценностно-смысловой и  общекультурной компетенций: учащиеся осознают свою роль в обществе и предназначение, умеют выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, при этом  понимают особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, толерантны в отношении представителей других культур.

Уже сейчас многие из них являются активными участниками молодежных социальных акций и проектов: «Скажи наркотикам нет!», «Помоги детскому дому», «Молодежь против СПИДа». В ходе работы над данной темой столкнулась с проблемой методического инструментария, позволяющего проследить степень овладения той или иной компетенцией. Считаю, что решение  этого вопроса будет следующим шагом на пути моего профессионального развития.

 

                                                                      

Создав проблемную ситуацию, необходимо поставить учебную цель и включить в работу учащихся. Это достигается за счет мотивации, заложенной в данной ситуации. Создание мотивационно-проблемных ситуаций или постановка специальных учебно-познавательных проблемных задач, в которых заключается практический смысл изучения определенной темы, на мой взгляд, дает эффект. Стараюсь в соответствии с содержанием темы подобрать такую жизненную ситуацию, разрешение которой было бы необходимым для учащихся в будущем. Мотивационный этап позволяет достигнуть эффекта быстрого включения учащихся в учебно-познавательную деятельность. Мотивация - процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, превращает внешне заданные цели во внутренние потребности личности.

Так, при изучении темы “Роль образования в жизни человека” рассказываю случай из жизни: “Я недавно познакомилась с девушкой, которая получает второе высшее образование. Она отметила, что учиться в вузе второй раз гораздо легче, чем в первый, и что для этого не нужно особого таланта. А как вы думаете: нужен ли талант для изучения истории или обучения в вузе?”

В процессе работы над темой “Глобальные проблемы современности” предлагаю учащимся ситуацию: “Каждая вещь (событие) может рассматриваться с разных сторон. Автомобиль —это прогресс или регресс?” Таким образом, усвоение знаний учащимися строится как разрешение субъективно переживаемой учеником проблемы.

Проблемный метод обучения направлен на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся. Овладение учебным материалом есть следствие такой деятельности.

Использую также прием развертывания проблемной задачи в более частные проблемы. Например, по теме “Проблемы современности” предлагается разрешить частную проблему: “Что лучше: автомобиль или велосипед?”. Сначала дети высказывают свое мнение без опоры на текст, затем читают два противоположных суждения и уже на основании прочитанного отстаивают свою точку зрения, подкрепленную аргументами.

На этапе контроля и оценки результатов учебной работы предлагаю самооценку деятельности каждого ученика через рефлексию. Рефлексия осуществляется через такие приемы:

1) незаконченное предложение:

  • самым интересным для меня было..., потому что...;
  • сегодня на уроке я узнал(а)...;
  • мне понравилось..., потому что...;
  • мне не понравилось...;

2) “точка зрения”.

В заключение хочется сказать, что успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.

Первоначально принцип проблемного обучения использовался как имитация поиска, когда учитель заранее знал то, что должно быть найдено учеником, и подводил его к правильному ответу. В настоящее время используется более сложный вариант этого подхода, когда образовательный продукт неизвестен не только ученику, но и учителю.

Приступая к применению метода проблемного обучения в той или иной  группе, вы должны быть уверены, что ученики способны к репродуктивному получению знаний и у них имеется определенный базис. Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. В процессе решения новой проблемы материал предыдущих уроков сам по себе актуализируется.

Применение элементов технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания позволяет обучающимся самостоятельно «открывать» знания, а следовательно повышается их мотивация и активность.

О формировании учебно-познавательной компетенции учащихся  позволяют говорить:

- данные роста качества знаний при стопроцентной успеваемости

 

Предмет

История

2009-2010 год

2010-2011 год

2011-2012 год

Обученность

100%

100%

100%

Качество обученности

68 %

72%

72%

 

Предмет

Обществознание

2009 – 2010 год

2010 – 2011год

2011 – 2012 год

Обученность

100%

100%

100%

Качество обученности

69%

72%

83%

 

               Результаты промежуточной аттестации в 10-х классах

 

Предмет

       2010 – 2011 год

       2011 – 2012 год

 

Обученность

Кач. обучен.

Обученность

Кач. обучен.

История

100%

56%

100%

57%

Обществознание

100%

57%

100%

57%

      

                       Результаты ЕГЭ по истории и обществознанию

Предмет

              2010 – 2011 год

         2011 – 2012 год

 

Обученность

Средний балл

Обученность

Средний балл

История

89%

56 %

100 %

69 %

Обществознание

96%

60 %

100 %

62 %

 

          Результаты пробных экзаменов по истории и обществознанию

 

Предмет

              2010 – 2011 год

         2011 – 2012 год

 

Обученность

Кач. обучен.

Обученность

Кач.обучен.

История

89%

56 %

100 %

60 %

Обществознание

78%

52 %

89%

56%

 

Результат диагностической контрольной работы в период аккредитации школы в 8-х классах: Обученность – 100% , качество обученности -  67%, СОУ – 63%, средний балл – 3.9.

Результаты Олимпиад разного уровня

Уровень Олимпиады

Предмет

Ф/И участника

2010-2011 год

2011-2012 год

2012-2013 год

Муниципальный

История

Касумова И.

2 место

 

 

 

 

Хантимерян М.

3 место

 

 

Диденко А.

 

3 место

 

Обществознание

Бегларян Н.

1 место

 

 

 

Касумова И.

3 место

 

2 место

Атоян М.

2 место

 

 

Чернушкина М.

2 место

 

 

Областной

Обществознание

 

 

 

 

 

 

Атоян М.

Сертификат участника

 

 

Чернушкина М.

Сертификат участника

 

 

Касумова И.

 

 

Сертификат участника

 

В 2010 – 2011 учебном году моя ученица участвовала в Московской Олимпиаде и была среди лучших. В этом учебном  году мои ученики участвовали в Олимпиаде по истории СПбГУ. Касумова И. показала неплохой результат. Лучший результат по школе и близко подошла по своим баллам к призерам. Так же хорошо проявила себя и на Областной Олимпиаде. Опять вплотную подошла к призерам.

- о формировании компетенции исследовательской учебной деятельности говорит результативное участие моих учеников в конкурсах разного уровня:

 

Ф/И уч-ся

название работы

Конкурс, конференция, интернет- олимпиады

уровень

результат

Хантимерян М.

Если бы депутатом выбрали меня

Конкурс

Областной, районный этап

Грамота об участии

Гайбаряе В.

Поповян А.

Всероссийская перепись населения

конкурс

районный

2 место

3 место

Хантимерян М.

Моя законотворческая инициатива

Всероссийский конкурс молодежи

Районный этап

грамота

Бегларян Н.

Магдесян И.

Гайбарян С.

Граждановедение и избирательное право

Областной конкурс

районный этап

2 место

2 место

2 место

Малышеве М.

Овеянные славой флаг наш и герб

Конкурс исследовательских работ

Районный этап

грамота

Магдесян И.

Кочарян А.

Знаток Конституции РФ и избирательного права

Областной конкурс

Районный этап

Сертификат

Сертификат

Бабиян К.

Память не знает покоя

Конкурс проектных и исследовательских работ

Всероссийский.

Лаборатория историка

 

Команда 5 «а» класса

Эрудиты России

Интеллектуально-творческий конкурс

Всероссийский, школьный этап

1 место

Команда девочек и мальчиков 5»а» класса

Эрудиты планеты

Интернет-олимпиада

Международный

Обе команды в 1 лиге

Сарабашян О.

Кочарян А.

Рогов А.

Касумова И.

Славные страницы истории России

Конференция, Выступления учащихся10-х классов с проектами

Районная библиотека

Благодарность от библиотеки

Даглдиян Н.

История православных храмов

Конференция

Школьный

грамота

Магдесян И.

Московский Кремль. История развития

Конференция

Школьный

грамота

Атоян А.

Великие полководцы ВОВ

Конференция

Школьный

грамота

Бабиян К.

Память не знает покоя

Конференция

Школьный

грамота

Климова Е.

Времен связующая нить

Конференция

Районный

грамота

Касумова И.

Листая прошлого страницы

Конференция

Районный

грамота

Бегларян Н.

Ступени восхождения человека

Аттестационная проектная работа. 9 класс

школьный

Оценка отлично

Гайбарян С.

Христианство: от истоков до наших дней

Аттестационная проектная работа. 9 класс

школьный

Оценка отлично

Касумова И.

Фашизм. История и уроки

Аттестационная проектная работа. 9 класс

школьный

Оценка отлично

 

 

 

 
Дата последнего обновления страницы 30.01.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»