Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

Официальный сайт

Чалтырской школы №1 

 

 

Страница логопеда

 

В нашей школе работает логопед Ачарян Айгануш Семёновна.

Страница создана  для оказания профессиональной помощи родителям детей, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим, задача данной страницы - предоставить информацию и материалы логопеда, которые в простой, доступной форме помогут освоить родителям логопедические подходы и методы для работы с детьми по преодолению нарушений речи

Основными задачами учителя-логопеда, работающе­го в общеобразовательной школе, являются: 

• своевременная диагностика аномалий речевого раз­вития у учащихся;

• коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладе­нии школьной программой;

• предупреждение и профилактика речевых нарушений;

• пропаганда специальных логопедических знаний сре­ди учителей и родителей учащихся.

Кабинет психолога - второй этаж крыла начальной школы.

График работы: понедельник-пятница с 8-30 по 15-00.

 
 

 Консультация  учителя-логопеда  для родителей  «Речевая готовность ребенка к школе».                                                                                                          

Речь занимает  чрезвычайно важное место в развитии ребенка. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка).

Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы.

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

   У огромного большинства детей, поступивших в школу, очень маленький словарный запас. Часто родителям некогда разговаривать со своим ребёнком. В результате дети не знают элементарных понятий, обобщающих слов,  им очень сложно объяснить слова, имеющие «нематериальное» значение: совесть, искренность, честность. При описании предметов дети используют только понятия о размере и цвете («арбуз большой, а яйцо маленькое, белое»). Подбор слов с противоположным значением сводится к элементарному «большой – небольшой; тонкий – нетонкий.

        Грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь дает возможность речевого общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

        

        Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

  хорошее физическое развитие ребенка;

  развитый физический слух;

  развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

  нормальное функционирование ЦНС;

  владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);

  произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

  познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

  коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

         На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

       Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком  русского  языка как средства общения.

 Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2.Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать и различать звуки;

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность  грамматического строя речи:  умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?   - создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:          1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

  2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок  добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.

  Дорогие родители! Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занятостью и недостатком времени. У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой!

Предлагаю игры на кухне по развитию речи детей.
1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с з].
2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей. А что еще можно приготовить из этих продуктов ?
3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч-ш], а затем [р- л].
4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с- з].
5. Пусть ребёнок из горошин  ( макарон, фасолинок ) выложит знакомые буквы и слоги.
6. Посчитайте предметы от 5 до 10.  Одна ложка, две ложки…, пять ложек.
7.. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам…… Жили- были девочки- тарелочки ( чашечки- сестрички, блюдца- подружки ). Как то раз …

 ПРО БУКВУ  Р

 Потерялась буква  Р

 Где ?  В трамвае , например.

       Или  мы ее вчера

         Не забрали со двора ?

         Уронили в гастрономе ?

  Не нашли за дверью в доме ?

         Или спрятали (проверьте)

В распечатанном конверте ?

     Может , милиционер

       Приведет к нам букву Р ?

        И сказала тут  громко  Я

-  Отыскалась буква наша!!!

Посмотри , как просто это:

Рыба!  Рак! Река !

БЕДА 

У меня всегда с буквой  эР была беда

Говорю  я  РАК  выходит  ЛАК

Вместо  РОЖЬ выходит  ЛОЖЬ

 У  щенка , который злился

  Я  Рычанью научился.

     А теперь , назло беде, говорю я  Р везде

КРОКОДИР И МОРОТОК

МОРОКО И КОРОБОК

В зоопарке РЕВ и РВИЦА

- У кого  же  эЛ учиться ?!

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Просьба   изучить очень внимательно !

 

Звук - это самое маленькое, что можно услышать и произнести. Произносить его нужно четко и ясно, без «примесей» других звуков.

 Например, не ПЭ. а Пы. не СЭ. а Сы. не БЭ, а Бы

¦   Звуки образуются при помощи воздушной струи. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит свободно, БЕЗ ПРЕГРАДЫ. В русском языке существует шесть гласных звуков  1 ряда  - А, У, И, Ы, Э, О.

¦   Если воздушная струя встречает во рту преграду (зубы, губы или язык), то образуются согласные звуки. Они бывают звонкие и глухие. Приложите  ладошку ребенка к горлу и попросите определить, какой звук «звенит» ( горлышко дрожит ):

 С или 3, Ш или Ж.  И он без труда определит глухие и звонкие согласные.

 Согласные звуки также различаются по твердости и мягкости

 Сравните, например, звук Л в словах ЛИПА и ЛАПА.

¦   Запомните: Ч, Щ, Й - всегда мягкие, а Ш, Ж, Ц - всегда твердые.

¦   Буква - это графическое изображение звука. В русском языке 33 буквы. Из них две буквы (Ъ и Ь знаки) не имеют звуков. Зато буквы Я, Ю, Ё, Е, ( гласные 2 ряда) стоящие после гласных, в начале слова и после разделительного мягкого знака, обозначают два звука:   Я = йа      Ю = йу     Ё = Йо      Е = Йэ Поэтому будьте осторожны, не задавайте ребенку таких вопросов, как, например: какой звук слышится в начале слова ЯМА или в конце слова МОЁ?

¦   Слог - это часть слова (один гласный или несколько звуков, которые произносятся одним толчком воздуха).

¦   Сделать анализ слога - это значит определить количество звуков в слоге, произнести все звуки, назвать гласный звук и согласный.  

 Ударение - выделение голосом гласного звука.

¦   Сделать анализ слова - это значит определить количество слогов и звуков в слове, дать характеристику каждому из звуков. Определить позицию звука в слове ( какой по счету ).   Пример: МАША - 2 слога, 4 звука, 4 буквы и т.д. Звук М  на 1 месте , на 2- а и т. д.


Что могут сейчас сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? –

 -создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

 - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

 - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка.

 Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса  (русских слов детей) и  это не значит . что ребенок не должен говорить на родном  языке ! Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами: 1 родители не слышат недостатков речи своих детей ( особенно если семья двуязычная); 2.не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь ! При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда,  учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях…

     Осталось совсем немного времени до того волнующего дня, когда Вы станете родителями первоклашки. Ваш малыш с выражением крайней серьезности на своей еще совсем недавно такой беспечной мордашке, отправится в свой самый ПЕРВЫЙ КЛАСС!
Впереди не только радости, но и серьезные проблемы и испытания, для преодоления которых Вам потребуется немало сил и душевных и физических. Но пусть сейчас ничто не омрачает праздника Вашего ребенка. Будьте СЧАСТЛИВЫ, будьте ТЁРПЕЛИВЫ и УВЕРЕНЫ в том, что Ваш малыш ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, УМНЫЙ, КРАСИВЫЙ, а главное ЛЮБИМЫЙ! Успехов Вам и Вашему ПЕРВОКЛАШКЕ!

С уважением, учитель – логопед  Ачарян Айгануш Симоновна 9198950299   

 

  Игры на кухне по развитию речи детей.
1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с].
2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.
3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р].
4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].
5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.
6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.
7. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам…….
8. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она….

  Осталось совсем немного времени до того волнующего дня, когда Вы станете родителями первоклашки. Ваш малыш с выражением крайней серьезности на своей еще совсем недавно такой беспечной мордашке, отправится в свой самый ПЕРВЫЙ КЛАСС!
Впереди не только радости, но и серьезные проблемы и испытания, для преодоления которых Вам потребуется немало сил и душевных и физических. Но пусть сейчас ничто не омрачает праздника Вашего ребенка. Будьте СЧАСТЛИВЫ, будьте ТЁРПЕЛИВЫ и УВЕРЕНЫ в том, что Ваш малыш ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, УМНЫЙ, КРАСИВЫЙ, а главное ЛЮБИМЫЙ!


Успехов Вам и Вашему ПЕРВОКЛАШКЕ!

 С уважением, учитель – логопед Ачарян Айгануш Симоновна 9198950299

 

 

  

           Правильная речь как основное условие успешности обучения в начальной школе.

                                         Уважаемые родители !

           Для системы  Российского образования   в настоящее время актуально внедрение в образовательный процесс  стандартов нового поколения в начальную школу. Деятельность учителя-логопеда при их внедрении  направлена на достижение учащимися метапредметных  результатов ,   которые предполагают формирование коммуникативных компетенций и предметных результатов, а именно формирование учебных навыков по письму и чтению. Одним из основных направлений деятельности учителя  логопеда является профилактическая работа в первых классах по предупреждению нарушений речи.  Наряду с нарушениями звукопроизношения, которым  , к сожалению не всегда  уделяется должное внимание в дошкольном возрасте, достаточно распространенными дефектами  речи у детей  являются чтение и письмо.  Это расстройство оказывает отрицательное воздействие на весь процесс обучения и на  школьную адаптацию в целом.  К тому же сейчас  возросли требования  к первоклассникам - школьная программа усложнена  и  насыщена  разнообразным материалом ,

  Дисграфия _ это наиболее часто  встречающееся  стойкое нарушение письма,  дизлексия- нарушения чтения,   не  всегда связанное с освоением грамматических правил, а обусловленное недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов , которые обеспечивают сложные процессы  письма.  Практический опыт показывает,   что при проведении обследования дошкольников уже  можно выделить группы детей, относящихся к « группе риска» по дисграфии и дизлексии.  К сожалению ,  количество таких ребят растет.

 Условно их можно разделить на 4 группы  : к  первой группе  отнести  детей, с   нарушениями звукопроизношения - фонетико- фонематическими нарушениями разной степени. 2 группа – это дети с  остаточными  явлениями фонетико- фонематических  нарушений. 3 группа дети с нерезко выраженным общим недоразвитием  речи из двуязычных и трехязычных семей;  4 группа  - дети с диагнозом  :   дизартрия,  закрытая ринолалия, логоневроз и заикание.

 У нас в школе  на сегодняшний день  в 5- подгруппах занимается 27 детей , из них 11детей посещают  еще и индивидуальные занятия.  Еще  24 ребенка поставлены на учет для наблюдения и оказания  консультативной и методической  психолого-  логопедической помощи учителем –логопедом.  В течении года  при достижении определенных результатов дети выводятся из основных групп заменяются детьми, поставленными на учет  или   новыми детьми.

 По данным статистики в России , даже в крупных городах, только у  20  % детей, поступающих в школу  нет нарушений речи, остальные имеют нарушения речи самой  различной степени и этиологии. Сейчас является общепризнанным, что между недоразвитием речи, искажениями звукопроизношения  и нарушениями чтения и письма   существует тесная связь.

  Хочу обратить внимание на то, что настоящее время изменился психологический, соматический и речевой статус ребенка, поступающего в школу.  С каждым годом увеличивается поток детей с нерезко выраженным  недостатками  слуха ( снижениедо 20 %- по аудиграмме уже не четкая дифференциация свистящих и шипящих ), зрения, недостаточным уровнем познавательной  деятельности, высших психических функций.  Значительная часть детей с различными видами замедленного развития или задержкой речевой деятельности на том или ином этапе формирования , часто обладают неустойчивой психикой, нестабильным  психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

При обследовании всех  детей, поступивших в 1 класс в этом учебном году  в начале учебного года  выборочном обследовании  учащихся 2-3-4 классов выявлено :

- не сформированность звукопроизношения более- 30 %детей

 -не сформированность  дифференциации парных фонем – 50 %

-недостаточнось  овладения  нормами словоизменения различных частей речи – до 60  %

- использование только простых слов и предлогов, ошибки в словообразовании  - 40 %

- сниженный словарный запас- до  50 %,

- несформированность   навыков звукового анализа – 40 %,

  - неумение составлять  по инструкции простые предложения, простые рассказы, описания, пересказы ; отвечать полным предложением на поставленный вопрос  - 60 %

 - недостаточность произвольности психических процессов ,таких как память,  и внимание-  до 70 %

 - недостаточное понимание русского языка  ( двуязычие ,трехязычие ) – 20 %

 Эти особенности  младших школьников свидетельствуют о том, что без   целенаправленного  психолого- логопедического  сопровождения по исправлению и профилактике всех компонентов речи детям очень трудно будет усваивать школьную программу.  Всего  на сегодняшний день  в 5- подгруппах занимается 27 детей , из них 11детей посещают и индивидуальные занятия.  Еще  24 ребенка поставлены на учет для наблюдения и оказания  консультативной и методической психолого-  логопедической помощи учителем –логопедом.  В течении года  при достижении определенных результатов дети выводятся из основных групп заменяются детьми, поставленными на учет   или новыми детьми.

Проблема нарушений  устной и письменной речи ,техники чтения- одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку  письмо и чтение из  цели потом превращается в  средство    для  дальнейшего  получения знаний учащимися. Письмо и устная речь  как деятельность играют важную роль в жизни человека: они стимулируют  его психическое развитие, обеспечивают общеобразовательную подготовку и прямо влияют на формирование его личности.

 Речевая  функция является одной из самых важных психических функций человека. В процессе речевого  развития формируются высшие    формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является  обобщением их связи с этим представляет  собой не только единицу речи, но и единицу мышления.  В процессе психического и физического развития ребенка  возникает качественно новое единство- так называемое речевое  мышление, речемыслительная деятельность. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки  для  специфических  человеческих отношений и социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. Овладение правильной речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Нарушения речи той или иной степени  , ограниченность  речевого общения отрицательно влияют на все психическое  развитие ребенка, отражаются на а его деятельности, поведении и умственном развитии. Все это отрицательно сказывается на  успеваемости в целом  , а в дальнейшем на выборе профессии.

 Родителям особенно  необходимо помнить,  что устную речь в младших   классах надо развивать  не только в  плане расширения словарного запаса и оформления грамматической стороны, но в плане специальной тренировки ее внешнего звукового оформления : воспитания ритмичности, четкости и интонационной выразительности , т.е  всего того, что способствует  укреплению речедвигательной  активности и является благоприятным фактором  для компенсации отклонений от нормы  и выработки  культуры произносительной стороны речи, а также для овладения иностранным языком. 

 Также хочу напомнить , что любой родитель, вне зависимости от того включен    ребенок в группу или нет, в любое время может обратиться за  диагностической   и консультативной помощью.

  Приложение ЧИСТОГОВОРКИ

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"