Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

Официальный сайт

Чалтырской школы №1 

 

 

Страница Поповой Сусанны Суреновны

 

 

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы. 

 ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

   
  

Урок русского языка 9 класс.

Сочинение на лингвистическую тему ( два урока)

 

 

В ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКАМ ...( скачать)

   

  

Уважаемые ребята, в этом году вы пишете сочинение по литературе. Хочется верить, что подобранный и изложенный ниже учебный материал  как-то поможет вам в ходе подготовки к написанию сочинения.                                          К сожалению, определены только направления, в рамках которых будут  в день экзамена озвучены темы. Поэтому нам предстоит большая подготовительная работа.

    Итак, певое направление –  «Недаром помнит вся Россия...». Оно посвящено                         200-летнему юбилею М.Ю Лермонтова. Вы должны будете представить свои размышления о своеобразии творчества поэта, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т. п.

   

  Вот темы сочинений о Лермонтове, которые может быть помогут вам подготовиться к экзамену. Они подсказаны поэтами серебряного века:

 

1.     «К земле и людям равнодушен, привязан к выбранной судьбе, одной тоске своей послушен, ты миру чужд, и мир — тебе.»(М.Кузмин. «Лермонтову»);

2.     «Лермонтов любил жизнь без экстаза и без надрыва, серьёзно и целомудренно» (И.Анненский);

3.     «Ветров и бурь бездомных странный брат, душой внимавший песне звёзд всезвонной»(К.Бальмонт. «Лермонтову».

4.     «И мы тебя ,поэт, не разгадали, не поняли младенческой печали в твоих как будто кованых стихах!» (В.Брюсов «К портрету Лермонтова»).

 

 

 

М.Кузмин. «Лермонтову»

 

С одной мечтой в упрямом взоре,

На Божьем свете не жилец,

Ты сам — и Демон, и Печорин,

И беглый, горестный чернец.

 

Ты с малых лет стоял у двери,

Твердя: «Нет, я не ухожу.»

Стремясь и к первобытной вере,

И к романтичному ножу.

 

К земле и людям равнодушен,

Привязан к выбранной судьбе,

Одной тоске своей послушен,

Ты миру чужд, и мир — тебе.

 

 

Ты страсть мечтал необычайной,

Но ах, как прост о ней рассказ!

Пленился ты Кавказа тайной, -

Могилой стал тебе Кавказ.

 

И Божьи радости мелькнули,

Как сон, как снежная метель...

Ты выбираешь — что ? Две пули

Да пошловатую дуэль.

 

Поклонник демонского жара,

Ты детский вызов слал Творцу.

Россия, милая Тамара,

Не верь печальному певцу.

 

В лазури бледной он узнает,

Что был лишь начат долгий путь.

Ведь часто и дитя кусает

Кормящую его же грудь.

1916.

 

К.Бальмонт. «К Лермонтову»

 

Нет, не за то тебя я полюбил,

Что ты поэт и полновластный гений,

Но за тоску, за этот страстный пыл

Ни с кем не разделяемых мучений,

За то, что ты нечеловеком был.

 

О Лермонтов, презрением могучим
К бездушным людям, к мелким их страстям,

Ты был подобен молниям и тучам,

Бегущим по нетронутым путям,

Где только гром гремит псалом певучим.

 

И вижу я как ты в последний раз

Беседовал с ничтожными сердцами,

И жёстким блеском этих тёмных глаз

Ты говорил: «Нет, я уже не с вами!»

Ты говорил: «Как душно мне средь вас!»

 

 

 

 

 

К.Бальмонт. «Лермонтов».   Из цикла сонетов.

***

Опальный ангел, с небом разлучённый,

Узывный демон, разлюбивший ад,

Ветров и бурь бездомных странный брат,

Душой внимавший песне звёзд всезвонной.

 

На празднике — как призрак похоронный,

В затишьи дней — тревожащий набат,

Нет, не случайно он среди громад

Кавказских — миг узнал смертельно-сонный.

 

Где мог он так красиво умереть,

Как не в горах, где небо в час заката —

Расплавленное золото и медь.

 

Где ключ, пробившись, должен звонко петь,

Но также должен в плаче пасть со ската,

Чтоб гневно в узкой пропасти греметь.

 

***

 

 

Он был один, когда душой алкал,

Как пенный конь в разбеге диких гонок.

Он был один, когда — полуребёнок —

Он в Байроне своей тоски искал.

 

В разливе нив и в царстве серых скал,

В игре ручья, чей блеск блестящ и звонок,

В мечте цветочных ласковых коронок

Он видел мёд, который отвергал.

 

Он был один, как смутная комета,

Что головней пожарища летит

Вне правила расчисленных орбит.

 

Нездешнего звала к себе примета

Нездешняя. И сжёг своё он лето.

Однажды ли он в смерти был убит?

1916.

 

 

 

 

В.Брюсов. « К портрету Лермонтова».

 

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил!

 

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам прекрасным:

Ответа ждал от женщин и могил!

 

Но небыло ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чём таилась дума.

И вышелк нам с усмешкой на устах.

 

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!

 

 

 

Традиционные темы сочинений по творчеству М.Ю.Лермонтова.

 

 

·        Образ Родины в творчестве М.Ю.Лермонтова. (Тезисный план к сочинению).

 

              Тема Родины проходит через всё творчество поэта. Образ родины раскрывается конкретно как образ России и обобщённо, символически: родина — романтический идеал.

 

 

1.      Поэма «Мцыри», 1839 — любовь к родине — романтическая страсть, подчиняющая все помыслы поэта.

2.      Родина даёт силы жить - «Листок» (1841), «Последнее новоселье» (1841)

3.      Образ «малой» родины в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён...»

4.     Поэтическая родина — Кавказ ( «Кавказ»,1830; «Синие горы Кавказа...»,1832)

5.      Конкретное  воплощение темы: Родина — Россия («Прекрасны вы, поля земли родной...», 1831). Поэт осознаёт свои национальные корни («Нет, я не Байрон, я другой...», 1832)

6.     Поэта интересует история России («Бородино», «Песня про купца Калашникова»)

7.     Интерес к жизни народа России («Жалобы турка», 1829; «Прощай, немытая Россия...», 1841).

8.     Вера в будущее России: за ней будущее, Восток и Запад уже отжили свой золотой век. («Спор», 1841. Во время крестьянских волнений написано стихотворение «Предсказание», 1830, в котором многие увидели пророчество: «Настанет год. Росиии чёрный год,/Когда царей корона упадёт...»)

9.     Любовь к русской природе («Родина»,1841 — написано на Кавказе, возникло под впечатлением путешествия через Россию, когда Лермонтов приезжал в Петербург из действующей армии, Лермонтов утверждал, что любовь к родине не связана с какими бы то ни было идеями, взгляами. Это личное чувство. В стихотворении вводятся жанровые картинки, описание природы — мотив пространства, мотив дороги. В стихотворении выделяют две части: полемическую и элегию).   

 

* * *

·        Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова. Тезисный план к  сочинению.

 

1.     1. Традиционное и особенное в трактовке темы. Продолжение пушкинских традиций:

 а) избранность поэта («Нет, я не Байрон, я другой...», 1832). Поэтическое слово ниспослано свыше («Есть речи — значенье ...», 1840), но и оно не всегда может выразить истинное чувство поэта («Молитва», 1829);

б) поэт — всевидящий пророк («Пророк», 1841 — продолжение пушкинского «Пророка»);

в) назначение поэта(в стихотворении «Поэт» (1838) «стих.../звучал, как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных»); г) гражданственность поэзии («Поэт», «Кинжал», 1837; «Смерть поэта», 1837 — написано после смерти А.С.Пушкина, 16 заключительных строк явились ответом на клеветнические толки о Пушкине, попытки оправдать Дантеса).

2.     Поэт и толпа («Журналист, читатель и писатель», 1840; «Пророк»): а) толпа не понимает поэта, враждебна ему; этот мотив усиливается, приобретает трагическое звучание. В стихотворении «Смерть поэта» в образе поэта соединились  Христос-мученик (терновый венец) и Аполлон — покровитель искусства (лавровый венок); б) утверждение свободы поэтического творчества, независимости поэта («Поэт», 1838). Невозможность достичь полной свободы («Слава», 1830 — 1831).

3.     Понимание поэтического творчества, воснове которого — поэтическое вдохновение, а оно — озарение («Мой демон», 1830 — 1831 ; «Поэт»). Вдохновение спасает от мелочной жизни, но может и обмануть («Не верь себе», 1839), вдохновение — мука («Я жить хочу! Хочу печали...», 1832), но она необходима поэту ( в стихотворении «Я жить хочу!..» – «Что без страданий жизнь поэта? / И что без бури океан?»)

4.     Отношение к славе. Слава проходяща — в этом отличие понимания славы у Лермонтова от пушкинского понимания ( «Слава»,1830 – 1831 – «...И вечно слава жить  не может»). 

 

 

 

* * *

 

·        Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова.   Тезисный план к сочинению.

 

Одна из основных тем в творчестве Лермонтова. События жизни. Характер поэта сделали эту тему близкой ему. Тема имеет и философскую основу — связана с концепцией немецких философов Фихте и Шеллинга, в соответствии с идеями которых человек — одинокая, мятежная, ищущая жизни и борьбы, бури и при этом полная противоречий, соединяющая в себе добро и зло личность.

1.     Раннее творчество – «Парус» (1832), «Одиночество»(1830, «Как страшно жизни сей оковы / Нам в одиночестве влачить...»). Отчуждённость от всех — естественное  состояние для лирического героя, так как оно связано с романтическим мировосприятием. Лирический герой одинок  в свете, в обществе («Элегия», 1830).

2.     Мотив одиночества в зрелом творчестве – «Как часто пёстрою толпою окружён...»(1840) (стихотворение построено на антитезе: свет противопоставлен воспоминаниям детства).

3.     Мотив изгнанничества – «Листок» (1841).

4.     Мотив заточения, неволи – «Узник» (1837), «Пленный рыцарь» (1840)

5.     Одиночество в любви и дружбе – «Стансы» (1830 – 1831) и «Посвящение NN» (1829). Одиночество лермонтовского героя неизбежно — оно спутник всей его жизни – «И скучно и грустно...» (1840). В любовной лирике звучат автобиографические мотивы. В связи с этим исследователи выделяют два цикла — ивановский (Наталья Иванова) и сушковский (Екатерина Сушкова), есть стихотворения, посвящённые Варваре Лопухиной, Анне Столыпиной. Адресаты некоторых стихотворений не установлены.                                                                                                                                              Если у Пушкина любовь — светлое чувство, то у Лермонтова оно окрашено в мрачные тона с самой ранней юности.                                                                                            Для ивановского цикла характерен мотив измены («К Н.И..», 1831), для сушковского — характерен трагизм («Стансы», 1830).                                   Одиночество приобретает вселенский масштаб («Прости , мой друг! Как призрак я лечу...», 1830). Любовь — всегда страдание.                                  В любовную лирику вторгается мотив смерти (1830год – «Гость»,  «В альбом», «Весна»).                                                                                                 Тем не менее лирический герой мечтает о любви, она приносит сладкие, но мимолётные мгновения. Трактовка любви противоречива: иногда она — миг («К гению», 1829), но идеальная любовь — вечна («Стансы», 1830 – 1831; «А.Г .Хомутовой» , 18380. Прошедшая любовь не возвращается, но живёт в памяти («Нет, не тебя так пылко я люблю...», 1841).     Любовь — и земное, и одновременно неземное чувство, данное от Бога, поэтому возлюбленная — существо от божественное. Ей сопутствует голубой цвет, цвет небес(«Как небеса, твой взор блистает», 1838), она красива особенной красотой ( «Она не гордой красотою...», 1832). По мнению поэта, люди его поколения не способны на настоящую любовь («Дума», 1838). Светские женщины коварны и жестоки, искреннему чувству нет места в свете, поэтому одинокий лирический герой Лермонтова стремится скрыть от всех свои переживания («Я не хочу, чтоб свет узнал...», 1837).

6.     Поэт чувствует себя одиноким среди своего поколения, при этом осознаёт, что ему присущи всепороки современников. В своей оценке современников поднимается до суда – «Дума» (1838). Лермонтов пытается осмыслить место своего поколения в истории. Он говорит от первого лица о будущем  поколения («Его грядущее — иль пусто, иль темно...»), прослеживает жизнь человека своегопоколения отрождения до смерти.

 

  

* * *

 

Тема сочинения.

Главная мысль сочинения.

 

    Тема сочинения — предмет его описания, то, о чём в нём говорится. Анализ темы — начало работы над сочинением.

     Анализ темы: 1) осмысление каждого слова в формулировке теы, выделение ключевого слова (словосочетания), содержащего в себе смысл темы;  2) определение объёма и границ темы; 3) определение задач (предмета обсуждения) раскрытия темы.

     Главная мысль сочинения — то, что говорится о предмете описания в тексте, авторский замысел. Главная мысль — основа сочинения, определяющая его содержание и структуру.

     

Структура сочинения.

 

Вступление к сочинению.

 

     Вступление – первый злемент внутренней структуры сочинения, его начало. Зависимость вступления от темы, замысла пишущего, содержания анализируемого произведения, жанра сочинения.

    Требования к вступлению: ввод в тему, точное определение ключевых понятий, , лаконичность.    

                                                                                                                                                                     Виды вступлений к сочинению:

1) история создания произведения;

           2) связь произведения с исторической ситуацией эпохи;

           3) характеристика литературной ситуации, современной писателю;

           4) критическая оценка произведения;

           5) суждение о теме сочинения, её актуальности;

           6) формулирование главной мысли сочинения;

           7) рассуждение по поводу подходящих к теме высказываний;

           8) введение оценки, которая затем детализируется в тексте;

           9) формулирование гипотезы, которая становится предметом обсуждения;

         10) личностное отношение пишущего к писателю или его произведению;

Переход к главной части — особый (связующий) элемент внутренней структуры сочинения.

 

Основная часть сочинения.

 

     Работа над основной частью — важнейший этап создания соччинения. Требования к основной части сочинения:ответ на вопрос, заключённый в формулировке темы, раскрытие главной мысли, логичность,доказательность, образность.

Конструирование основной части:

1) определение содержательных компонентов, входящих в основную часть высказывания;

2) выстраивание их в определённой последовательности;

3) накопление материала к сочинению, его систематизация;

4) иллюстрирование положений основной части примерами из художественного и литературно-критических текстов, личного опыта ( создание текстовых заготовок);

5) составление фраз-связок для соединения содержательных компонентов.

 

Многообразие вариантов структуры основной части обусловлено темой, жанром сочинения, способом  доказательства главной мысли, личными пристрастиями пишущего.

 

Заключение к сочинению.

Заключение — часть сочинения, в которой подводится итог, обобщаются мысли, высказанные в основной части.

Требования к заключению: краткость, лаконичность, подготовленность всем предыдущим содержанием работы.

Виды заключений: 1) обобщение с использованием цитатных характеристикпроизведения; 2) выражение пишущим своего отношения к произведению, его образам, идее; 3) размышления о значении произведения в жизни общества; 4) характеристика новаторства писателя; 5) указание на следования традициям русской литературы; 6) размышления о типичности образов литературных персонажей произведения; 7) характеристика роли произведения в развитии русской литературы.

 

 

* * *

Использованная литература.

 

1.     Г.В.Пранцова. Элективные курсы по литературе. 10 – 11 классы.Программы. Тематические планы. Методические рекомендации. Хрестоматия. Москва. Вербум — М . 2006.

2.     Поэзия серебряного века в школе. Дрофа. Москва.2001.

3.      Интернет — ресурсы.

    

Пишут мои ученики…

Бабиян Карина.

Почему бы не придумать День Отца…

  

      Какие прекрасные слова: мама и папа… Слова, отражающие всю нашу жизнь. Самые первые и важные в человеческой судьбе…

    Два самых главных человека: мама и папа. Невозможно представить  без них жизнь. Они подарили нам счастье рождения, и  мы живем в этом большом и интересном мире.

   Для меня мама с папой – это  всё. Смысл жизни моей. Моя жизнь и мой мир.

   Мама – лучшая подруга, с которой можно веселиться и шутить. Мама только по взгляду может понять, что что-то не так. С ней можно поделиться секретами, раскрыть душу. И сколько б ошибок мы ни совершали,  наши мамы прощают нас и любят. И каждый год мы отмечаем чудесный праздник -  День матери. Но меня всегда волновал вопрос: почему нет праздника, посвящённого отцам?!

 Первым моим словом было : папа. Мой папа – мой самый главный мужчина в жизни, моя опора и защита. Папы любят нас так же, как и мамы, так же чувствуют нас , заботятся, берегут, готовы всегда помочь и поддержать. Но, к сожалению, нет их праздника. Скоро у моего папочки, моего любимого мужчины, юбилей, и хотелось бы написать для него стихотворение

 

 

      Чувараян Виолетта

Я хочу рассказать вам….

 

  Я уже полтора года занимаюсь вокалом в Доме культуры. Очень часто мы проводим выездные концерты. В День защитника Отечества мы выступали в воинской части. А на Новый год побывали в детском доме. Именно об этом концерте я хотела бы вам рассказать…   До этого случая я никогда не была в детском доме и думала, что это очень плохое, ужасное место, где нет уюта и тепла. Мне представлялось, что дети там не умеют улыбаться, озлобленны и жестоки… Когда мы туда вошли, мне так и показалось. Но вот я увидела детей,.. и все мои страхи, сомнения куда-то исчезли . Малыши радостно обнимали нас, им было весело, они танцевали вместе с нами , и хотелось поделиться с ними ощущением счастья, доброго праздника. Это были особенные дети, дети, излучающие любовь и настоящее счастье. Счастливы они были от общения с нами, искренни и правдивы в своих чувствах .Быть может, поэтому я вдруг поняла, что и моё сердце наполнилось любовью к ним.

  Все дети были коротко подстрижены. Наверное, так было нужно, удобно детям и воспитателям .Так вот, я танцевала с прекрасной маленькой девочкой. Мои длинные косы были распущены, и она всё время гладила мои волосы, любуясь ими. Мне захотелось порадовать её. «У тебя тоже будут такие, когда подрастёшь», - пообещала я. Её лицо озарила добрая и счастливая улыбка.

 А воспитатели!.. Их отношением к детям можно просто любоваться! Они танцевали и веселились вместе с детьми. Это просто мировые женщины с большим сердцем. Ведь они пропускают через себя столько эмоций, продолжают любить этих особенных детей. 

  Но вот  пришло время   уезжать. Дети помахали нам ручками. А один мальчик вдруг сказал: « А я иду к маме…»  У меня навернулись слёзы, я с трудом сдерживала свои чувства…

  Эти же дети ни в чём не виноваты!.. Их родители побоялись ответственности за маленькое существо, о котором врачи скажут, что « у ребёнка особенности развития». Почему  так?! Неужели нельзя  всё исправить и изменить?!  Нам всем надо задуматься над этим и не совершать ошибок на всю жизнь! 

Мурадян Кристина.   

Великая победа России.

 

  Россия… Слово, вызывающее бурю эмоций, чувства гордости и патриотизма, символизирующее  мощь и железную силу духа русского народа. Страна с многовековой историей, в которой было всё: мир и война, горе и радость. Она дружелюбно раскрыла свои объятия для всех, кто искал приюта и нашёл его в её просторах. Земля богата, и все её дары Россия щедро отдаёт тем, кто в них нуждается. Высокие горы и быстрые реки, широкие поля и бесконечные леса, глубокие моря и  километры  тайги ,знойные степи и снежная тундра – всё это наша с вами Родина. А ещё наша Родина –  народ, живущий на этой территории: богатый языками и говорами, традициями и обычаями, добрый и отзывчивый ,решительный и  смелый.

 Второе имя России – Победа. Ведь мы сделали невозможное. Одолели непобедимую фашистскую  Германию, а наши деды и  прадеды, пережив страшные годы, создали для нас будущее. Будущее, в котором нет войн и голода, а есть мирная жизнь и дружба народов.                         

    А ещё есть праздник, который сплачивает воедино весь мир…  Это великий праздник спорта – Олимпийские игры! Каждая страна показывает  свои спортивные достижения, выдвигая на соревнования лучших спортсменов. Нам посчастливилось провести Олимпиаду в нашей стране, в красивом и удивительном городе Сочи. Миллионы людей со всех уголков планеты Земля съехались на этот праздник. Выяснилось, что у наших иностранных гостей очень смешное (для нас) представление о России: медведи на улицах и шапки-ушанки. Россия казалась им отсталой и нецивилизованной страной. Но олимпийский Сочи поразил и удивил всех : и россиян и иностранных гостей. Замечательные природные условия, великолепные спортивные объекты, комфортные условия проживания… Но главное – россияне! Гостеприимные, радушные, доброжелательные. Устоявшиеся  о нашей стране стереотипы рухнули в одно мгновение. А мы хотели победить! Победа была  нужна больше всего. Мы ждали её. И она пришла. А по-другому и быть не могло. Ведь столько сил, физических и духовных ,было потрачено нашими спортсменами  на подготовку к Олимпиаде. Сколько  радости, волнений, взлётов и падений пришлось пережить нашим ребятам.                                

   Виктор Ан, Аделина Сотникова, Юлия Липницкая, Евгений Плющенко –  имена победы.  Они сделали это! Доказали всему миру,  на что способны. Мы выиграли эту Олимпиаду. Выиграли её вместе: спортсмены и болельщики! Это наша Победа!

 Впереди Паралимпиада. Люди с ограниченными возможностями, но неограниченной силой духа и волей к победе выйдут на спортивные трибуны. На их долю выпали тяжкие испытания, но они продолжают жить полноценной жизнью. Они по-настоящему достойны уважения и восхищения. Я очень надеюсь, что Россия на паралимпийских играх представит себя так же достойно. Ведь у нас необыкновенная страна, умеющая поражать и удивлять! И я горжусь моей страной!

 

 

Ачарян Лидия

Девочка рисует маму...

   
   
Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"