Какие права имеют родители школьника?

Родители - это первые педагоги. Так гласит статья 18 Закона Российской Федерации «Об образовании». Родители обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте. На родителях в соответствии с Семейным Кодексом РФ лежит ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом духовном развитии.

Родители  обязаны обеспечить получение ребенком основного общего образования. За отказ или препятствование получению ребенком основного общего образования родители (или один из них) могут быть подвергнуты административному наказанию (предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей). Однако не все родители знают, что кроме обязанностей есть еще и ряд правомочий, пользоваться которыми необходимо в интересах собственных детей и в целях получения ими качественного и полноценного общего образования.

Выбираем школу.

Поступление в первый класс - ответственный шаг не только для молодого гражданина, но и в гораздо большей степени - для его родителей. Основное право родителей, закрепленное в Конституции РФ - это право выбирать общеобразовательное учреждение и формы обучения детей для получения ими основного общего образования. Только родители решают, где получать общее образование их ребенку: в государственной, муниципальной или негосударственной школе, лицее, гимназии. Только родители вправе делать выбор между традиционным обучением в школьных стенах или на дому: в форме семейного образования, самообразования, экстерната. При этом этот выбор должен быть сделан с учетом мнения ребенка.

Если выбор сделан в пользу семейного обучения, то ребенок вправе проходить промежуточную и итоговую аттестацию в общеобразовательном учреждении, а на любом этапе вправе по решению родителей продолжить обучение уже за школьной партой.

Как правило,  родители выбирают школу поближе к дому, однако в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, они вправе выбрать понравившуюся школу (в том числе государственную или муниципальную) и на территории другого района. При этом детям, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. Типовое положение об общеобразовательном учреждении устанавливает максимальную наполняемость классов - 25 человек.

( см. Приказ Министерства образования и науки РФ "Об утверждении Порядка приёма граждан в общеобразовательные учреждения" от 15.02.2012)

По уставу.

При приеме в любое образовательное учреждение (любого типа, вида и формы собственности) родителям обязаны предоставить для ознакомления устав образовательного учреждения, лицензию на право ведения образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения, а также по желанию родителей ознакомить с иными документами, регламентирующими образовательный процесс. Это могут быть, прежде всего, учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий.

Что можно почерпнуть из знакомства с этими документами? Школьный устав является локальным документом, непосредственно определяющим права и обязанности участников образовательного процесса: обучающихся, педагогических работников, родителей. Устав не может противоречить действующему законодательству, он призван уточнять общие нормы применительно к участникам образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.

Так, школьный устав обязательно должен содержать указания на наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес школы) статус образовательного учреждения, его учредителя, организационно-правовую форму, типы и виды реализуемых образовательных программ.  В  уставе закрепляются и основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание, порядок приема обучающихся, воспитанников, продолжительность обучения на каждом этапе обучения, порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников, система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения, режим занятий обучающихся, воспитанников, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе).

   Если отношения  с родителями обучающегося оформляются договором, то это также должно быть указано в уставе, Из устава вы можете узнать, каким образом школа должна использовать имущество, переданное учредителем, каковы источники финансирования деятельности школы, каков порядок осуществления учреждением предпринимательской деятельности и на что направляются полученные средства, нет ли запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением. Если вы отдаете ребенка в негосударственное общеобразовательное учреждение, непременно ознакомьтесь с лицензией на  право  ведения образовательной деятельности и свидетельством о государственной аккредитации. Только эти документы позволяют учреждению выдавать аттестаты государственного образца и обязывают школу обучать по государственному стандарту. Обратите внимание на сроки действия данных документов.

Вся эта информация не только открыта для родителей, но и в обязательном порядке должна быть предоставлена им для ознакомления.

 

По праву.

В ходе осуществления образовательного процесса иногда возникают ситуации, требующие вмешательства родителей. В соответствии с действующим законодательством, только с согласия или по запросам родителей:

открываются группы продленного дня,

открываются компенсирующие классы (по согласованию с учредителем), осуществляется перевод неуспевающих детей в такие классы,

вводится профильное обучение  по  различным профилям и направлениям (при наличии соответствующих условий),

проводится профессиональная подготовка  обучающихся  (в качестве дополнительной образовательной услуги),

обучающиеся  привлекаются к труду, не предусмотренному образовательной программой,

производится перевод обучающихся  в другие общеобразовательные учреждения в случае ликвидации или реорганизации.

Если ребенок не освоил программу учебного года и имеет задолженность по двум и более предметам, то именно родители выбирают один из трех возможных путей: оставление на повторное обучение (на второй год), перевод в классы компенсирующего обучения или продолжение обучение в форме семейного образования.

Также именно родители совместно с органами местного самоуправления (районной или городской администрацией) обязаны принять меры к трудоустройству или продолжению обучения в другом образовательном учреждении ребенка, которого исключили из школы. Исключение из школы - это исключительная мера педагогического воздействия, и допускается она только по отношению к детям старше 14 лет за совершение ими противоправных действий, грубых и неоднократных нарушений школьного устава.

Министерство образования и науки РФ неоднократно обращало внимание на нарушения в области законодательства об образовании, в том числе и отчисления учащихся моложе 14 лет, не получивших основного общего образования. Зачастую это оправдывается «согласием» родителей, однако не учитывается, что родители дают такое согласие под давлением педагогов, директора школы  (см. Приказ Министерства образования РФ от 2 июня 1994 года, № 179)

Иные права.

В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, родители имеют право на участие в управлении образовательным учреждением. Форма участия закрепляется уставом. Они могут входить в совет образовательного учреждения или участвовать в его собраниях, быть членами родительского комитета, вносить предложения и замечания администрации образовательного учреждения. Образовательное учреждение в свою очередь обязано извещать родителей об общих собраниях, их решениях, предоставлять слово родителям на общем собрании, рассматривать предложения и жалобы родителей.

Остальные права и обязанности участников образовательного процесса закрепляются в уставе общеобразовательного учреждения и в заключенном договоре на обучение. При  этом необходимо помнить, что образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы, касающиеся организации учебного процесса в соответствии с уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации: выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, подбор, прием на работу и расстановка кадров, режим обучения в соответствии с санитарно-гигиеническим нормами. Общеобразовательное учреждение также самостоятельно выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и уставом общеобразовательного учреждения. Эти и другие полномочия закреплены в исключительной компетенции образовательного учреждения (см. Закон РФ «Об образовании», статья 32, а также в Типовом положении об образовательном учреждении).

Вопросы  о взимании платы за обучение.

Многих родителей интересует вопрос взимания платы за обучение в «бесплатной» муниципальной школе. Ни многочисленные разъяснения, ни громкие судебные процессы последних лет не смогли убедить администрацию отдельных школ в неправомерности взимания платы за обучение в рамках государственного стандарта. Так,  не допускается привлечение средств родителей на деление классов на подгруппы при реализации основных общеобразовательных программ,  на реализацию программ повышенного уровня лицеями, гимназиями, так как эти программы они реализуют в соответствии со своим статусом, на факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программ.

Конечно, не всякий родитель сможет определить, что входит в основную программу, а что нет. Для этого государством разработан Государственный стандарт общего образования. Каждый субъект Российской Федерации и каждое общеобразовательное учреждение вправе дополнять его «своим» компонентом, тем не менее, все занятия в рамках государственного стандарта в государственных и муниципальных школах - бесплатные. Текст государственного стандарта опубликован, и каждый желающий может с ним ознакомиться (см. www.ed.gov.ru).

Вышесказанное вовсе не означает, что общеобразовательные учреждения вообще не вправе оказывать платные услуги. Утвержденные  Правительством РФ Правила оказания платных образовательных услуг относят к платным услугам, например, преподавание спецкурсов, репетиторство,  занятия по углубленному изучению предметов, подготовка к поступлению,  кружки, студии, секции и др.  Отметим,  что плата за дополнительные образовательные услуги  (за рамками государственного стандарта)  должна перечисляться на соответствующие счета общеобразовательного учреждения (см. Письмо Минобразования от 27 июня 1995 года № 48-М) Охрана помещений,  проведение ремонтных работ, приобретение предметов интерьера и хозяйственного инвентаря могут приобретаться (в том числе) за счет добровольных пожертвований родителей и иных лиц. Никто не вправе принуждать родителей к таким «добровольным» взносам.

Выдержки из документов

 

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 38.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Статья 43.

Каждый имеет право на образование.

Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, заменяющие их, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования

РОДИТЕЛЯМ О ПРАВЕ ДЕТЕЙ НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В связи с имеющейся в Европейском Суде по правам человека практикой рассмотрения дел, связанных с нарушением прав детей на образование в Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки разъясняет.

Статьей 2 Протокола N 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод запрещен отказ от предоставления права на образование.

В соответствии с законодательством Российской Федерации права и свободы граждан не подлежат ограничению на основании регистрации по месту жительства. Статьей 43 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на образование.

Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст. 5) гарантировано право на образование независимо от места жительства. Российское законодательство не допускает постановку осуществления данного права детьми в зависимость от регистрации по месту жительства родителей, то есть отсутствие регистрации не может быть основанием для отказа в приеме в образовательное учреждение.

 

 

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Статья 52.

Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования

 

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 63.

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном, нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения детьми основного общего образования. Статья 65.

Осуществление родительских прав.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном порядке. Статья 69.

Лишение родительских прав.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если:

  • уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;
  • злоупотребляют своими родительскими правами;
  • жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность,
  • являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.