В нашей школе работает логопед Ачарян Айгануш Семёновна. Страница создана для оказания профессиональной помощи родителям детей, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим, задача данной страницы - предоставить информацию и материалы логопеда, которые в простой, доступной форме помогут освоить родителям логопедические подходы и методы для работы с детьми по преодолению нарушений речи Основными задачами учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются: Кабинет психолога - второй этаж крыла начальной школы. График работы: понедельник-пятница с 8-30 по 15-00. |
Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность ребенка к школе». Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи. Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме). Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У огромного большинства детей, поступивших в школу, очень маленький словарный запас. Часто родителям некогда разговаривать со своим ребёнком. В результате дети не знают элементарных понятий, обобщающих слов, им очень сложно объяснить слова, имеющие «нематериальное» значение: совесть, искренность, честность. При описании предметов дети используют только понятия о размере и цвете («арбуз большой, а яйцо маленькое, белое»). Подбор слов с противоположным значением сводится к элементарному «большой – небольшой; тонкий – нетонкий. Грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь дает возможность речевого общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде: хорошее физическое развитие ребенка; развитый физический слух; развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика; нормальное функционирование ЦНС; владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции); произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя; познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность; коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи. На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком русского языка как средства общения. Перечислим их. 1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. 2.Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать и различать звуки; 3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д. 4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных. 5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание. Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? - создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; - проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; - не ругать ребенка за неправильную речь; - ненавязчиво исправлять неправильное произношение; - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами: 1) родители не слышат недостатков речи своих детей; 2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. Дорогие родители! Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занятостью и недостатком времени. У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой! Предлагаю игры на кухне по развитию речи детей. ПРО БУКВУ Р Потерялась буква Р Где ? В трамвае , например. Или мы ее вчера Не забрали со двора ? Уронили в гастрономе ? Не нашли за дверью в доме ? Или спрятали (проверьте) В распечатанном конверте ? Может , милиционер Приведет к нам букву Р ? И сказала тут громко Я - Отыскалась буква наша!!! Посмотри , как просто это: Рыба! Рак! Река ! БЕДА У меня всегда с буквой эР была беда Говорю я РАК выходит ЛАК Вместо РОЖЬ выходит ЛОЖЬ У щенка , который злился Я Рычанью научился. А теперь , назло беде, говорю я Р везде КРОКОДИР И МОРОТОК МОРОКО И КОРОБОК В зоопарке РЕВ и РВИЦА - У кого же эЛ учиться ?! |
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Просьба изучить очень внимательно !
Звук - это самое маленькое, что можно услышать и произнести. Произносить его нужно четко и ясно, без «примесей» других звуков. Например, не ПЭ. а Пы. не СЭ. а Сы. не БЭ, а Бы ¦ Звуки образуются при помощи воздушной струи. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит свободно, БЕЗ ПРЕГРАДЫ. В русском языке существует шесть гласных звуков 1 ряда - А, У, И, Ы, Э, О. ¦ Если воздушная струя встречает во рту преграду (зубы, губы или язык), то образуются согласные звуки. Они бывают звонкие и глухие. Приложите ладошку ребенка к горлу и попросите определить, какой звук «звенит» ( горлышко дрожит ): С или 3, Ш или Ж. И он без труда определит глухие и звонкие согласные. Согласные звуки также различаются по твердости и мягкости Сравните, например, звук Л в словах ЛИПА и ЛАПА. ¦ Запомните: Ч, Щ, Й - всегда мягкие, а Ш, Ж, Ц - всегда твердые. ¦ Буква - это графическое изображение звука. В русском языке 33 буквы. Из них две буквы (Ъ и Ь знаки) не имеют звуков. Зато буквы Я, Ю, Ё, Е, ( гласные 2 ряда) стоящие после гласных, в начале слова и после разделительного мягкого знака, обозначают два звука: Я = йа Ю = йу Ё = Йо Е = Йэ Поэтому будьте осторожны, не задавайте ребенку таких вопросов, как, например: какой звук слышится в начале слова ЯМА или в конце слова МОЁ? ¦ Слог - это часть слова (один гласный или несколько звуков, которые произносятся одним толчком воздуха). ¦ Сделать анализ слога - это значит определить количество звуков в слоге, произнести все звуки, назвать гласный звук и согласный. Ударение - выделение голосом гласного звука. ¦ Сделать анализ слова - это значит определить количество слогов и звуков в слове, дать характеристику каждому из звуков. Определить позицию звука в слове ( какой по счету ). Пример: МАША - 2 слога, 4 звука, 4 буквы и т.д. Звук М на 1 месте , на 2- а и т. д.
-создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; - проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; - не ругать ребенка за неправильную речь; - ненавязчиво исправлять неправильное произношение; - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса (русских слов детей) и это не значит . что ребенок не должен говорить на родном языке ! Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами: 1 родители не слышат недостатков речи своих детей ( особенно если семья двуязычная); 2.не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь ! При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях… Осталось совсем немного времени до того волнующего дня, когда Вы станете родителями первоклашки. Ваш малыш с выражением крайней серьезности на своей еще совсем недавно такой беспечной мордашке, отправится в свой самый ПЕРВЫЙ КЛАСС! С уважением, учитель – логопед Ачарян Айгануш Симоновна 9198950299
Игры на кухне по развитию речи детей. Осталось совсем немного времени до того волнующего дня, когда Вы станете родителями первоклашки. Ваш малыш с выражением крайней серьезности на своей еще совсем недавно такой беспечной мордашке, отправится в свой самый ПЕРВЫЙ КЛАСС! С уважением, учитель – логопед Ачарян Айгануш Симоновна 9198950299
|
Правильная речь как основное условие успешности обучения в начальной школе. Уважаемые родители ! Для системы Российского образования в настоящее время актуально внедрение в образовательный процесс стандартов нового поколения в начальную школу. Деятельность учителя-логопеда при их внедрении направлена на достижение учащимися метапредметных результатов , которые предполагают формирование коммуникативных компетенций и предметных результатов, а именно формирование учебных навыков по письму и чтению. Одним из основных направлений деятельности учителя логопеда является профилактическая работа в первых классах по предупреждению нарушений речи. Наряду с нарушениями звукопроизношения, которым , к сожалению не всегда уделяется должное внимание в дошкольном возрасте, достаточно распространенными дефектами речи у детей являются чтение и письмо. Это расстройство оказывает отрицательное воздействие на весь процесс обучения и на школьную адаптацию в целом. К тому же сейчас возросли требования к первоклассникам - школьная программа усложнена и насыщена разнообразным материалом , Дисграфия _ это наиболее часто встречающееся стойкое нарушение письма, дизлексия- нарушения чтения, не всегда связанное с освоением грамматических правил, а обусловленное недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов , которые обеспечивают сложные процессы письма. Практический опыт показывает, что при проведении обследования дошкольников уже можно выделить группы детей, относящихся к « группе риска» по дисграфии и дизлексии. К сожалению , количество таких ребят растет. Условно их можно разделить на 4 группы : к первой группе отнести детей, с нарушениями звукопроизношения - фонетико- фонематическими нарушениями разной степени. 2 группа – это дети с остаточными явлениями фонетико- фонематических нарушений. 3 группа дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи из двуязычных и трехязычных семей; 4 группа - дети с диагнозом : дизартрия, закрытая ринолалия, логоневроз и заикание. У нас в школе на сегодняшний день в 5- подгруппах занимается 27 детей , из них 11детей посещают еще и индивидуальные занятия. Еще 24 ребенка поставлены на учет для наблюдения и оказания консультативной и методической психолого- логопедической помощи учителем –логопедом. В течении года при достижении определенных результатов дети выводятся из основных групп заменяются детьми, поставленными на учет или новыми детьми. По данным статистики в России , даже в крупных городах, только у 20 % детей, поступающих в школу нет нарушений речи, остальные имеют нарушения речи самой различной степени и этиологии. Сейчас является общепризнанным, что между недоразвитием речи, искажениями звукопроизношения и нарушениями чтения и письма существует тесная связь. Хочу обратить внимание на то, что настоящее время изменился психологический, соматический и речевой статус ребенка, поступающего в школу. С каждым годом увеличивается поток детей с нерезко выраженным недостатками слуха ( снижениедо 20 %- по аудиграмме уже не четкая дифференциация свистящих и шипящих ), зрения, недостаточным уровнем познавательной деятельности, высших психических функций. Значительная часть детей с различными видами замедленного развития или задержкой речевой деятельности на том или ином этапе формирования , часто обладают неустойчивой психикой, нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. При обследовании всех детей, поступивших в 1 класс в этом учебном году в начале учебного года выборочном обследовании учащихся 2-3-4 классов выявлено : - не сформированность звукопроизношения более- 30 %детей -не сформированность дифференциации парных фонем – 50 % -недостаточнось овладения нормами словоизменения различных частей речи – до 60 % - использование только простых слов и предлогов, ошибки в словообразовании - 40 % - сниженный словарный запас- до 50 %, - несформированность навыков звукового анализа – 40 %, - неумение составлять по инструкции простые предложения, простые рассказы, описания, пересказы ; отвечать полным предложением на поставленный вопрос - 60 % - недостаточность произвольности психических процессов ,таких как память, и внимание- до 70 % - недостаточное понимание русского языка ( двуязычие ,трехязычие ) – 20 % Эти особенности младших школьников свидетельствуют о том, что без целенаправленного психолого- логопедического сопровождения по исправлению и профилактике всех компонентов речи детям очень трудно будет усваивать школьную программу. Всего на сегодняшний день в 5- подгруппах занимается 27 детей , из них 11детей посещают и индивидуальные занятия. Еще 24 ребенка поставлены на учет для наблюдения и оказания консультативной и методической психолого- логопедической помощи учителем –логопедом. В течении года при достижении определенных результатов дети выводятся из основных групп заменяются детьми, поставленными на учет или новыми детьми. Проблема нарушений устной и письменной речи ,техники чтения- одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели потом превращается в средство для дальнейшего получения знаний учащимися. Письмо и устная речь как деятельность играют важную роль в жизни человека: они стимулируют его психическое развитие, обеспечивают общеобразовательную подготовку и прямо влияют на формирование его личности. Речевая функция является одной из самых важных психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением их связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. В процессе психического и физического развития ребенка возникает качественно новое единство- так называемое речевое мышление, речемыслительная деятельность. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих отношений и социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. Овладение правильной речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Нарушения речи той или иной степени , ограниченность речевого общения отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на а его деятельности, поведении и умственном развитии. Все это отрицательно сказывается на успеваемости в целом , а в дальнейшем на выборе профессии. Родителям особенно необходимо помнить, что устную речь в младших классах надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматической стороны, но в плане специальной тренировки ее внешнего звукового оформления : воспитания ритмичности, четкости и интонационной выразительности , т.е всего того, что способствует укреплению речедвигательной активности и является благоприятным фактором для компенсации отклонений от нормы и выработки культуры произносительной стороны речи, а также для овладения иностранным языком. Также хочу напомнить , что любой родитель, вне зависимости от того включен ребенок в группу или нет, в любое время может обратиться за диагностической и консультативной помощью. Приложение ЧИСТОГОВОРКИ |
|